СКРИПКА

Как заниматься дома при дистанционном обучении

Памятка для скрипачей

   Очень часто в момент начала домашних занятий сложно понять с чего же начать занятие и к какому результату необходимо прийти к моменту его завершения. Если рассматривать домашние занятия в обычных условиях, традиционных, то у нас есть будние дни и выходные. При этом важно понимать, что в будние дни первая половина дня занята общеобразовательной школой, а вторая часть дня – домашними уроками.

   Именно поэтому очень важно целесообразно составлять план занятости на день и стараться его придерживаться.

   Если рассматривать нынешнюю ситуацию с занятиями в музыкальных и общеобразовательных школах, а именно непростую эпидемиологическую ситуацию, то есть некоторые особенности и сложности. Обсудим их немного, чтобы понять на сколько эти сложности решаемы и можно ли их решить самостоятельно.

   Самое непростое для тебя будет – распланировать день так, чтобы успеть не только потрудиться, но и отдохнуть (почитать хорошую книгу, послушать интересную музыку, а может и помочь родителям по дому)…Помни, что занятия без цели не дают никогда положительного результата, а иногда даже дают и отрицательный результат. В каждом произведении, которое ты когда-либо изучал есть два вида задач: музыкально-художественные и технические.

   Чтобы решать музыкально-художественные задачи, в первую очередь необходимо выяснить всё про эпоху, в которой жил композитор, страну, знать его биографию, в какой период его жизненного пути написано это произведение и где. Повод написания так же не менее важен: радостный он или печальный. Характер звучания всего произведения или его отрывка очень часто определяется видом тональности, в которой оно написано. Ведь минор по характеру очень сильно отличается от мажора. Чтобы произведение было интересно слушать, необходимо следить за построением каждой музыкальной фразы и выполнять динамику, которая очень часто отражена в нотах. Тебе необходимо представить какую эмоцию или о каком событии ты будешь рассказывать с помощью нот. Не менее важны слова, которые окружают ноты сверху и снизу. Очень часто именно они подсказывают о чем здесь рассказывал композитор нотами.

   Если мы говорим про технические задачи, то все они тобой уже были освоены на конструктивном (гаммы, этюды) материале. Однако некоторые важные нюансы этих технических приемов ты мог подзабыть. Мы надеемся, что эта памятка поможет тебе в улучшении исполнения твоих произведений.

преподаватель Устюгова Александра Викторовна

Всё о смычке



Как держать скрипку, прием pizzicato



преподаватель Туманова Наталья Владимировна

Упражнения для держания смычка (части 1 и 2)



Постановка левой руки скрипача



Настройка инструмента «скрипка» для начинающих



Настройка инструмента «скрипка» для учащихся от 4 класса и выше



Откуда берутся скрипки и есть ли у них «доктор»



Что необходимо иметь, чтобы начать освоение инструмента «скрипка»



Всё о подбороднике



Что такое пиццикато (pizzicatto)



Смены позиций (переходы, их виды)

смены позиций


Прежде всего попробуй свободное скольжение всей руки вдоль грифа.

Упражнение: ведя смычок медленно на 4/4, левая рука скользит вдоль грифа вверх и вниз. При этом надо следить за тем, чтобы шейка не зажималась большим и указательным пальцами. Большое значение имеет положение и свобода большого пальца левой руки. После такого подготовительного упражнения можно приступать к переходам из I позиции в III позицию во время звучания открытой струны.


переход с помощью звучания открытой струны



Следующим видом переходов является смена позиций, осуществляемая скольжением одного пальца.

одним пальцем



переход одним пальцем


При этом виде переходов тебе следует обратить внимание на то, что в момент перехода, скольжения пальца, нажим его на струну должен быть несколько ослаблен.

Далее следуют переходы с нижележащего пальца на вышележащий и наоборот. Следует обратить внимание, что скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент стоит на струне. Вспомогательная нота нужна, как временный ориентир при первоначальном изучении переходов.


переход с нижележащего на вышележащий палец



переход с вышележащего на нижележащий палец


Вибрация


 Вибрация – особенный вид украшения звука, придающий ему новую окраску, соответствующую художественному замыслу композитора и исполнителя.  Звук, обогащенный вибрацией, становится живым, со своим характером и чувством, со своей душой. Вибрация (Vibrato) – это великолепный исполнительский прием, придающий звучанию красоту, глубину и благородство.

 

Виды вибрации:

а)  кистевая;


б) локтевая;



в) смешанная.

    

Штрихи

Щтрих – это вид движения смычка по струне. Для освоения любого штриха на скрипке нужно грамотного держать и владеть смычком. Очень важно держание смычка и ощущения при этом, так как в будущем это может как помочь, так и помешать освоению любого приема. Существует много упражнений для данных целей (особенно для начинающих скрипачей). Ведь если владение смычка будет неправильным, то «голос скрипки» не запоет правильно и красиво при первом желании исполнителя, так как не исполнитель будет управлять смычком, а смычок - исполнителем.

Существует 4 группы штрихов:

лежачие, плавные

Деташе


Легато



отрывистые лежачие

Мартле


Стаккатто

острые, полетные:  летучее стаккато, спикато и т.д.

смешанные, то есть различные комбинации штрихов

 

   Очень важно при изучении любого приема на скрипке не потерять качество звука и умение расслабляться и сбрасывать накопленное напряжение с рук, корпуса и т.д. Изучать штрихи изначально полезно на упраждении №1 Шрадика, далее этюда №1 К.Крейцера (здесь прибавляются задачи в левой руке (переходы (смены позиций), переброс пальцев со струны на струну; в правой руке – смены струн), далее изучение штрихов происходит на гамме (самый сложный вариант). Безусловно не нужно забывать про этюды, которые мы изучаем для освоения штрихов.

   Каждый прием на инструменте призван служить яркому, выразительному, необремененному звуковыми и интонационными недостаками высококлассному исполнению любого музыкального произведения для погружения слушателя в музыку, а не в сострадание мучениям исполнителя на инструменте.

 

Полезный отдых во время занятий

Упражнения для расслабления спины и мышечной системы очень полезны для продуктивных занятий:


Мы надеемся, что наши советы и рекомендации тебе помогут!

 

Психологические и физиологические аспекты домашних занятий в условиях дистанционного обучения.

 

Аккомпанемент для учащихся преп. Новикова А.А.

Аккомпанемент для учащихся преп. Муравьева П.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Калмыкова Р.Н.

Аккомпанемент для учащихся преп. Лалаян К.Л.

Аккомпанемент для учащихся преп. Туманова Н.В. (СП ДМШ им. П.И. Юргенсона)

Аккомпанемент для учащихся преп. Туманова Н.В. (СП ДМШ им. М.Л. Ростроповича)

Аккомпанемент для учащихся преп. Терехова Г.С.

Аккомпанемент для учащихся преп. Тихомирова Г.Б.

Аккомпанемент для учащихся преп. Устюгова А.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Шелховская И.Д.

 

Список интернет ссылок на статьи, члена ГЭС, зав. струнным отделом ГБУДО г. Москвы "МГОДШИ "Сокольники", преподавателя скрипки Калмыковой Р.Н:

Комплексные проблемы музыкального образования в ДМШ

Духовно-нравственное воспитание

Проблемы духовно-нравственного становления подрастающего поколения в современном мире

 

Список интернет ссылок на опубликованные труды кандидата искусствоведения, преподавателя скрипки ГБУДО г. Москвы "МГОДШИ "Сокольники" А. В. Устюговой: 

1. Устюгова, А. В. Скрыпель и скрыпица — древнерусские смычковые инструменты XVI века / А. В. Устюгова // «Южно-Российский музыкальный альманах», 2019. — С. 18-23. Ссылка https://cyberleninka.ru/article/n/skrypel-i-skripitsa-drevnerusskie-smychkovye-instrumenty-xvi-veka

2. Устюгова, А. В. Гудошники по дворцовым записям Петровской эпохи (начало XVIII века) / А. В. Устюгова // Культурное наследие России, 2018. — №2. — С. 54-58. Ссылка https://cyberleninka.ru/article/n/gudoshniki-po-dvortsovym-zapisyam-petrovskoy-epohi-nachalo-xviii-veka

3. Устюгова, А. В. Древнерусские иконографические памятники XV в. как источник сведений о смычковых инструментах / А. В. Устюгова // Обсерватория культуры. 2018. — Т. 15, № 1. — С. 58-65. Ссылка https://observatoria.rsl.ru/jour/article/view/579/517