ФОРТЕПИАНО

К вопросу о дистанционном обучении по предмету «фортепиано».

До возникновения «обстоятельств непреодолимой силы» преподавание игры на фортепиано online эпизодически практиковалось определенной частью педагогов, в основном, как формат дополнительного урока к зачету или экзамену (концерту). В настоящий момент дистанционное обучение является единственным способом обучения детей в наших музыкальных школах, по крайней мере, на ближайший период. Пришло время проанализировать его особенности, основные преимущества и недостатки. А также, вынести эту тему на широкое обсуждение среди коллег, родителей и учеников.

        Во-первых, выбор интернет – ресурса для видеообщения online или вебинара. Это могут быть Skype, WhatsApp, Zoom, и др. Практика показывает, что выбор в данном случае происходит в зависимости от местоположения ученика, его технической обеспеченности и других субъективных причин.

        Во–вторых, расписание занятий в реальном времени. Дело в том, что «виртуальная» педагогика – чрезвычайно интенсивный вид деятельности. Поэтому расписание дистанционных уроков требует значительной корректировки в плане увеличения интервалов между уроками.

        Следует также принимать во внимание нагрузку ребенка в общеобразовательной школе. Составление обновленного графика занятий – это вдумчивая и кропотливая работа преподавателя совместно с родителями обучающегося, постоянная готовность к диалогу, терпение и взаимопонимание, умение « слушать собеседника».

        В–третьих, организация рабочего места, как обучающегося, так и обучаемого. В идеале, это качественно настроенное механическое пианино или рояль, естественное освещение слева, отдельное помещение (комната), хороший компьютер с монитором и мобильной камерой и микрофоном. Но в реальности этого «джентльменского» набора достичь удается не всегда.

       Важный момент – посадка ребенка за инструментом. Опыт показывает, что позитивные картинки на эту тему достигают цели гораздо быстрее долгих и нудных словесных объяснений, методически верных и обоснованных.

           Ну, и, конечно, «ми» первой октавы – середина клавиатуры. Надо сидеть строго напротив этой клавиши. Если вдруг от усердия сон одолеет, то носом именно в нее…

           Существенным недостатком дистанционного обучения игре на музыкальном инструменте является фактическое искажение тембра звучания. Это необходимо учитывать в процессе работы. На помощь приходит систематическое прослушивание посредством, например, YouTube, высокопрофессиональных исполнителей классических произведений и (увы!) дорогостоящее техническое оборудование и платные контенты. И, конечно, в процессе урока,- «волшебные» слова: « А теперь, Маша (Витя, Петя, и т. д.) силой воображения представь, что клавиша может нажиматься не только быстро, но и медленно! Вспомни, как чудесно звучит рояль в концертном зале нашей школы. Мы непременно туда вернемся в самое ближайшее время! Поэтому нашу замечательную пьесу нужно разучить как можно лучше и скорее…»

           В–четвертых естественно вытекает из вышесказанного. Это контроль текущей и итоговой успеваемости детей. Возможно, в форме видеоролика.

           Существенной особенностью дистанционного урока, в отличие от общения с учеником «вживую», является особое эмоционально – психологическое состояние ребенка. Находясь у себя дома, в комфортной, привычной обстановке, он чувствует себя в полной безопасности, спокоен, расслаблен, настроен на приятное времяпрепровождение.

           Как известно, идеального ученика не существует. Есть сверхответственные (и поэтому иногда «зажатые») и не вполне ответственные, мягко говоря. На первых расслабляющая обстановка сказывается благотворно, звук начинает литься свободно, плечи освобождаются, реализуется принцип Г.Г. Нейгауза об «уверенности как основы свободы». Со второй группой учащихся возникают сложности. Точнее, усугубляется давно имеющаяся проблема некоторой несобранности, неорганизованности, лености и беспечности. Хотя, конечно, необходимо добавить, что мы искренне любим любого ученика, каким бы он ни был. Следует отметить, что ученик – «жизнелюб» часто характеризуется отменным качеством звучания инструмента, чем очень радует окружающих на открытых концертах, так как непосредственно со сцены в зал доносится эта самая «радость жизни».

           Организация и проведение дистанционных уроков по предмету «общее фортепиано», на наш взгляд, принципиально не отличается от «специального». Как в реальном времени, так и в виртуальном общении с юным скрипачом, флейтистом, кларнетистом одной из основных задач преподавателя фортепиано остается сосредоточение методической деятельности на дифференциации «туше» - в отличии от прикосновении к струне, клапану и т.д., так как различия очень существенны.

 

Самостоятельная работа над фортепианной техникой

Преподаватель Кустовская Ольга Анатольевна

 

Развитие технических навыков в процессе самостоятельной работы в классе общего фортепиано

Преподаватель Гришкова Ольга Юрьевна