Космическая тема в музыке

12 апреля 2021



 

«Познаём мир, играя»

     Общеизвестно, что весь жизненный путь человека делится на три вида деятельности: игру, обучение и труд. Каждому из них соответствует определённый отрезок времени.

     В хронологии жизни человека, игра в большей степени соответствует детству. Современные психологи уделяют большое внимание игре и в жизни взрослых, особенно это проявляется в обучающих тренингах.

     О первостепенном значении игры для ребёнка говорит тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

     Существует множество теорий игры. Мы же остановимся на той аксиоме, что игра – универсальный способ познания окружающей действительности. Особенно это важно в детстве. Именно всевозможные игры, с их условной реальностью, способствуют работе одной из важнейших особенностей психики человека - воображения. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных качеств, а также способы решения проблем социального взаимодействия.

         Что же такое воображение?

Воображение – это уникальное психическое явление, присущее только человеку. Это возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта.

Главная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Все мы знаем, что решение любой мыслительной задачи требует наличия информации. Но как быть в ситуации информационной неопределённости? В этом случае включается в работу воображение.

         Почему же так важно воображение в детстве?

Именно детство – самая благодатная пора для развития воображения. Особенно ярко образное мышление и нет знаний обо всех явлениях окружающего мира. Таким образом, информации недостаточно, а желание познать огромно.

Самый активный период от 5 до 15 лет, то есть дошкольный, школьный и подростковый возраст детей.

         Какова же роль воображения для детей?

•        Развитие мышления. Так как отсутствие знаний о мире компенсируется воображаемыми объектами и ситуациями.

•        Развитие творческих способностей детей путём применения принципов творческого воображения.

•        Развитие речи путём проговаривания детьми собственных идей, фантазий, решений проблем.

•        Обеспечение успешной учёбы на всех образовательных ступенях. Это связано с тем, что воображение обеспечивает определённую деятельность ребёнка:

- построение образа конечного результата его деятельности;

- программа поведения в ситуации неопределённости;

- создание образов, заменяемых действительность;

- создание образов описываемых объектов.

Когда школьник однажды спросил у создателя Чиполлино Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». Писатель ответил: «Учи как следует математику».

•        Формирование эмоционального здоровья у детей. Воображение непосредственно связано с эмоциональной жизнью человека. В детстве – это неразделимые понятия. По Выготскому: «всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». А уж мы взрослые должны постараться, чтобы эти чувства и эмоции были положительными.

•        Формирование и развитие интересов. Интерес ведь является эмоциональным проявлением познавательной потребности. Это всегда положительный момент в гармоничном развитии личности. А в детстве «интересно всё». Воображение обогащает опыт ребёнка, так как обобщает уже полученную информацию и провоцирует новый интерес. Взрослым же необходимо отслеживать эти новые интересы и улучшать успехи деятельности ребёнка.

•        Развитие эстетического чувства у детей. Так как воображение, безусловно, является творческой деятельностью, оно способно влиять на развитие эстетизма, развивает восприимчивость к миру, позволяет давать оценку прекрасному.

•        Раскрытие таланта и одарённости детей. В данном случае воображение позволяет выявить опережающие интересы у определённых детей, одухотворённость в их деятельности или размышлениях.

•        Личностный рост. Воображение тесно связано с понятием мечты. Мечта, имеющая срок исполнения – это уже цель. Таким образом, интенсивное развитие воображение в детском и подростковом возрасте приводит к формированию цельной, целеустремлённой личности, с ярким образным мышлением, аналитическим умом, с творческим подходом к решению любой мыслительной задачи.

         Какова же роль воображения в жизни людей?

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы этой психической особенностью. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями, поэтами, музыкантами и изобретений конструкторов. Проще говоря, не видать нам закона притяжения, таблицы Менделеева, «Божественной поэмы» Данте, музыки Вагнера и Скрябина, космических идей Циолковского и Королёва.

     Космос – самое загадочное явление нашей жизни. Оно всегда пленяло воображение людей. Не осталось оно и стороне от музыки. Музыканты разных столетий интересовались им.

     Космическая тема породила один из музыкальных мифов.

«Лунная» соната.

Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 («Лунная») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800-1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал немецкий поэт романтик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

]История написания

Соната посвящена 18-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.

«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною» - писал Бетховен в письме Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года.

В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «хайлигенштадтское завещание».

Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «хайлигенштадтским завещанием». Тоска неразделенной любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате.

«Иллюзия длилась недолго, и уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви» — Ромен Роллан.

«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле» — Александр Серов.

Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia): Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы.

Соната состоит из трех частей:

1. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов:

Спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.

— А. Б. Гольденвейзер

2. Allegretto — вторая часть сонаты.

«Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка». — Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры»

«Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть, и не лишена верности». — Александр Серов

3. Presto agitato — третья часть сонаты.

«Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток». - Р.Роллан.

     «Лунная» тематика блестяще продолжена французом второй половины 19 века Клодом Дебюсси. Этот композитор – родоначальник импрессионизма в музыке. Его произведения отличает необыкновенная звукопись, они чрезвычайно живописны. Созданный им шедевр для фортепиано «Лунный свет» из «Бергамазской сюиты» рисует в воображении слушателя призрачность и загадочность космического светила. Важно отметить тот факт, что это произведение обрело невероятную популярность у молодёжи 21 века в связи с кинематографическим успехом саги Стефани Майерс «Сумерки».

     Как не вспомнить «лунную походку» короля поп-музыки Майкла Джексона. Это, по сути, авторский хореографический стиль.

     Тема космоса нашла отражение и в философии субъективного идеализма А.Н.Скрябина. Его поэма «Прометей» - новая трактовка общеизвестного мифа.        «Прометей» Скрябина - первое в мировой музыкальной практике произведение, в партитуре которого сам композитор ввел партию света («Luce»). Записана она обычными нотами знаками и никаких указаний, какие цвета обозначены им, в партитуре нет. Не оставил Скрябин и словесных объяснений. «Прометей» имеет подзаголовок - «Поэма огня». Огонь был одним из любимых образов композитора, в разные годы запечатлевшего облик огненной стихии в своих сочинениях: «Поэма экстаза», Четвертой и Пятой фортепианных сонат, Третей симфонии («Божественной поэме»), фортепианной поэме «К пламени». Обращаясь к образу Прометея, Скрябин, однако, не имел в виду всем известный античный миф. Его толкование образа было весьма неожиданным. Идея сотворения мира из хаоса, возникновение разума и преображения этого хаоса в космос, во Вселенную, стала для композитора главной темой и главным сюжетом «Прометея». Огонь и лучезарный свет, принесенный Прометеем - символ знания для Скрябина, символ его духовного прозрения, истины.

Благодаря современным технологиям мы имеем возможность воспроизвести этот уникальный шедевр.

     По сей день и учёные, и музыканты со всего мира пытаются записать звуки, сигналы из космоса. Они пытаются их воспроизвести на современной аппаратуре. В профессиональной музыке сложилось целое направление – Spacemusic. Это электронная медленная музыка, подходящая для медитации и релаксации.

     Встречается космическая тема и в песнях.

 

Список рекомендованной литературы.

1.     Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. М., 1987

2.     Выготский Л.С. Лекции по психологии. М., 1986

3.     Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2005

4.     Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988

5.     Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. Теория игы. Спб, 2000