III Фестиваль им. П.И. Юргенсона

Срок проведения: 27 марта - 02 апреля 2016

III Фестиваль им. П.И.Юргенсона

Читать дальше


С 27 марта по 2 апреля 2016 года в Москве прошёл Третий Международный Фестиваль музыки для виолончели современных композиторов имени П. И. Юргенсона. Первый (2014) и Второй (2015) Фестивали вызвали большой интерес аудитории слушателей и композиторского сообщества. Также случилось и в этом году, который является юбилейным для Петра Ивановича Юргенсона (1836 ‑ 1904). В рамках Третьего Фестиваля состоялось три концерта: 27 марта в Музее‑квартире А. Н. Толстого на Спиридоновке, 31 марта в Гостиной Юргенсон в Хохловском переулке и 2 апреля в Концертном зале Детской музыкальной школы имени П. И. Юргенсона в Сокольниках.


Сопредседателями Оргкомитета Фестиваля выступили Заместитель Директора ДМШ имени П. И. Юргенсона, Заслуженный работник культуры Елена Алатырцева и Президент Благотворительного Фонда П. И. Юргенсона Анастасия Юргенсон. В качестве художественного руководителя Фестиваля проявил себя выпускник ДМШ имени П. И. Юргенсона и Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, концертирующий виолончелист Евгений Прокошин. Третий Фестиваль был посвящен памяти Бориса Петровича Юргенсона (1949 ‑ 2015), ответственного секретаря Союза композиторов России и Председателя Оргкомитета первых двух Форумов.


В программе Фестиваля состоялись две мировые и три российские премьеры произведений для виолончели современных композиторов.

Открылся Фестиваль концертом 27 марта в зале Музея‑квартиры А. Н. Толстого. Сама дата проведения этого концерта неразрывно связана с виолончелью, ведь 27 марта — День рождения Мстислава Леопольдовича Ростроповича (1927 ‑ 2007). Тематика воспоминаний об ушедших деятелях отечественной культуры превалировала во всём Фестивале и в концерте-открытии.


Первым номером в исполнении Евгения Прокошина прозвучало произведение Елены Фирсовой (Великобритания) «For Slava» (2007) для виолончели соло, посвящённое памяти Ростроповича. Затем аудитория познакомилась с сочинением супруга Елены Фирсовой — композитора Дмитрия Смирнова: Антон Семеновский представил «Farewell» (2014) для виолончели соло, посвящённое памяти известного виолончелиста и музыковеда Александра Ивашкина (1948 ‑ 2014). Блок произведений зарубежных композиторв завершился пьесой Джина Прицкера (США) «Never found again» для двух виолончелей .

В концерте помимо музыкантов принял участие поэт из Санкт‑Петербурга Александр Князев, ставший одним из членов Оргкомитета Фестиваля. Ему было посвящено следующее сочинение программы концерта — Танго (2009) Бориса Тищенко (1939 ‑ 2010) для пары виолончелей, одно из последних творений мастера, которое получило популярность благодаря известной программе «Танго с виолончелью».


Очень эмоционально публика приняла премьеру ученика Тищенко: «Патетическая элегия» Валерия Пигузова для виолончели и фортепиано, сочинённая 21 марта 2016 года, впервые прозвучала 27 марта в исполнении Евгения Прокошина и Евгения Баженова.

Использованием русских народных песенных мотивов запомнился «Простой напев» для виолончели и фортепиано Сергея Черникова (1925 ‑ 2009).

За прошедший год после Второго Фестиваля именитый московский композитор, лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича Салим Крымский существенно расширил репертуар для виолончели: так, в программе концерта 27 марта были представлены два его сочинения 2015 года, премьера которых прошла ещё осенью. Первая Соната для виолочели и фортепиано в исполнении Евгения Прокошина и Ольги Новиковой поражает сочетанием непосредственности и мощности выражения эмоций. А по окончании «Ноктюрна» для виолончели и фортепиано, посвящённого памяти Бориса Петровича Юргенсона, публика в течение длительного времени пребывала в молчании, в состоянии катарсиса. Такой эффект воздействия на аудиторию пьесы, ставшей лейтмотивом Третьего Фестиваля, был отмечен на всех его концертах, что стало лучшей наградой для автора и исполнителей.


В заключении вечера состоялась торжественная передача в дар Музею‑квартире А. Н. Толстого картины «Виолончель» Аллы Ивашинцовой (Санкт-Петербург), которая стала эмблемой, художественным символом Фестиваля.

На концерте 31 марта в Гостиной Юргенсон открытием для аудитории стало «Мимолётное танго» (2009) для кларнета, виолончели и фортепиано известного композитора из Санкт-Петербурга Ирины Цеслюкевич (1955 ‑ 2015). Евгения Воронцова, Евгений Прокошин и Ирина Девяткина удивили публику оригинальным сочетанием регистров и исполнительских приёмов на своих инструментах.

Снова очень разнообразно проявил себя Салим Крымский. Мировая премьера Второй Сонаты для виолончели и фортепиано в исполнении Евгения Прокошина и Виктории Ивановой произвела неизгладимое впечатление яркостью гармонических красок и глубиной музыкальных образов. Две пьесы советского периода творчества («Мелодия» и «Скерцо») стали подлинным украшением программы концерта. Неизменно восторг у публики вызывает пьеса «Движение», премьера которой состоялась ещё на Втором Фестивале. Автор посвятил её художественному руководителю Форума — Евгению Прокошину.

Профессиональная активность Салима Манусовича Крымского, который в этом сезоне отмечает 85-летний юбилей, может служить примером для многих современных композиторов.

2 апреля в Концертном зале ДМШ имени П. И. Юргенсона прошёл «Концерт на бис», в котором ещё раз были исполнены самые яркие и запоминающиеся произведения из программы Фестиваля. Следует отметить, что ДМШ имени П. И. Юргенсона,  образованная в 1936 году, тоже отмечает юбилей.

В программе Форума была продолжена традиция чередования сочинений современных композиторов с произведениями, уже ставшими классикой. Творчество С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, А. К. Власова является своеобразным ориентиром для многих современных авторов. Самые известные их пьесы и части из сонат тоже вошли в программу концерта.

Всем участникам Фестиваля были вручены памятные дипломы. Форум опять вызвал большой интерес аудитории слушателей и композиторского сообщества. Проведение Фестиваля музыки для виолончели современных композиторов имени П. И. Юргенсона уже стало доброй традицией. Хочется надеяться на то, что следующий Фестиваль в 2017 году получит не только официальное признание, но и поддержку. Тем более, что существуют резервы для расширения программы путём привлечения оркестра — многие произведения современных авторов подразумевают его наличие.